Джо Кокер умер

Почему школьники в социальных сетях скорбят о тех, с чьим творчеством они скорее всего не знакомы? Доброжелательный Pulse исследует эту проблему на примере кончины Джо Кокера, который действительно был крайне хорошим мужиком.

Joe Cocker

На днях умер блюзмен Джо Кокер. Нет смысла пытаться описать величие его таланта в небольшой статье, которая ему-то толком и не посвящена. Достаточно будет сказать что, пожалуй, каждый представитель нашей цивилизации, из тех что ныне населяют планету Земля и населяли на протяжении последних тридцати лет, хоть раз в жизни слышал хотя бы одну его композицию — на концерте, в кафе, в качестве саундтрэка к фильму. Однако так же вероятно, что большинство этих людей понятия не имеют о том, кто автор этих песен, а если и слышали что-то о нем, то уж точно не скажут, что Джо как личность вызывал у них трепет.

Однако Джо умирает. И происходит чудо! Моментально тысячи людей, которые еще вчера после упоминания его имени недоуменно пожали бы плечами, сегодня — скорбят об утрате. «Joe Cocker ❤ T___T покойся с миром ;(», «22 декабря не стало JOE COCKER… Его музыка сопровождала меня с 15 лет…. Ушел еще один «близкий человек»…», «Эх!а Joe Cocker уже нет,умер на этой неделе,классный был мужик,талант!!!»  -  будто этот мир покинул хороший знакомый, искренне уважаемый человек, и в жизнях этих людей образовалась брешь, которая полнится болью и тоской, и они этой болью и тоской активно делятся со всем миром в соцсетях.

Почему?

Почему смерть знаменитостей вызывает такой резонанс, который и не снился их фильмам и альбомам? Последние несколько лет были отмечены целой чередой подобных событий — Уитни Хьюстон, Майкл Джексон, Робин Уильямс — и каждый раз момент смерти становился чуть ли не кульминацией их карьеры, интернет взрывался рыданиями и трибьютами. Вдруг оказывалось, что добрые две трети моих знакомых знают каждую композицию из «Телохранителя», дословно могут процитировать финальный монолог из «Общества мертвых поэтов», ну а про энциклопедические знания в области творчества Майкла я вообще молчу. При этом живыми вышеперечисленные звезды вызывали у публики не меньше, но и не больше эмоций, чем любая другая знаменитость средней величины (а некоторые, откровенно говоря, переживали не лучшие времена в плане популярности). Так почему же мы так любим тех, кого уже нет?

Ну, во-первых, любой известный человек теперь воспринимается нами как круглосуточный аттракцион. Не только его профессиональная деятельность, но и личная жизнь — походы в магазин, беременность, бесплодие, штрафы — освещается СМИ с целью развлечения публики. И глупо предполагать, что смерть знаменитости не станет информационным поводом: если сравнить жизнь звезды с футбольным матчем, кончина — это серия пенальти в финале чемпионата мира, за которой все следят с замиранием сердца.  Во-вторых, тема смерти подобна вопросам «а есть ли бог» и «что такое любовь» — рано или поздно волновать начинает каждого. Ирвин Ялом, когда писал про 4 главные психотерапевтические данности, одной из них назвал неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим. И смерть в твоем окружении – как камешек в твои озера бессознательного, который рушит зеркальное спокойствие водной глади: на поверхность начинают всплывать разнообразные комплексы и страхи. Пускай звезда не является близким тебе человеком — она человек, проживающий свою жизнь на витрине с увеличительным стеклом, и ее кончина, много раз прокрученная в новостях и оплаканная в некрологах, перелопаченная и детализированная журналистами, является напоминанием каждому о том пугающем и неотвратимом, что когда-нибудь с нами случится. 

А в-третьих и, наверное, в-главных, дело в первую очередь в том, что каждому человеку хочется быть частью чего-то большего. В век масс быть в толпе – значит быть равным, быть сильным, быть уверенным в своей правоте и знать куда бежать – потому что верно то направление, в котором бегут все. И если все считают нужным делиться своей скорбью о смерти некоего Джо Кокера – ну что, разве тебе сложно закинуть на стенку пару песен и снабдить их душещипательной строчкой? («Эх, Joe, что же ты так рано нас покинул..?» (певец скончался в 70 лет, это, безусловно, не предел, но в принципе его можно назвать и долгожителем, учитывая особенности индустрии, в которой он работал), «Joe Cocker, i drink for you, r.i.p.» (какой благородный повод выпить, однако), «прощай» (после этого слова расположился эмоджи дельфинчика), «как жаль то…(( такие песни… (((((» (судя по количеству скобок автор зарыдал всю клавиатуру и клавиша «(» просто залипла).

joe_cocker

Не умеет человек более утонченно выражать свою грусть, а выразить ее ему необходимо для эмоциональной разрядки. Может большинство моих знакомых действительно увлекаются творчеством Джо, а не слышали когда-то где-то одним ухом пару его песен, и им теперь невыносимо грустно, что этот мир никогда не увидит его сорок первый альбом. Не важно, что толкает нас знакомиться с творчеством великих мастеров своего дела – чей-то пример, новость о смерти или чужой пост в ввконтакте. Главное после поста с грустной цитатой о бренности человеческой жизни не забыть хоть немного послушать музыку того, о ком ты, собственно, скорбишь. И если в связи со смертью Джо в этом мире станет на пару тысяч людей, увлекающихся его творчеством, больше, то человечество только выиграет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аля Даруга
Автор Аля Даруга

facebook.com/oleksandra.daruga

Оставить комментарий